Из книги В.К.Толкачева «Роскошь системного самопознания» 2008 г

ВСЕ РАЗДВОЕНО!

Неужели раздвоено все? Но тогда и раздвоенное должно, в свою очередь, раздваиваться! И даже сам человек? Можно ли инструмент двумерности, четырехмерности и восьмимерности применить к описанию и изучению Человека? Ответ однозначен: не только можно, но такой подход представляется весьма эффективным, особенно если рассматривать человека как живую динамическую систему. Тогда мы сможем обнаружить, что четырехмерна не только Вселенная, но и человек, причем здесь поражает воображение, прежде всего, удивительная аналогия их системного строения. Человек не только музей эволюции Вселенной, но и метрика, и мерность ее; голографический фрагмент Вселенной! Кстати, греческое «холос» означает «весь, полный». По-русски это называется то ли голос, то ли колос, то ли голый, то ли холостой? В общем, «голография», а там думай, что хочешь! Вот почему принцип всеобщей раздвоенности и похожести (принцип диакосмической аналогезы) является универсальным механизмом описания любой реальности наблюдаемого мира. Аналогезность структуры и конструктивных свойств человека проявляется на генетическом, физиологическом, биохимическом, соматическом уровнях организации человека. А также в психике, мышлении, общественном бытие и языке, в его культуре и духовности.

ЧУТЬ СЛОЖНЕЕ О ПРОСТОМ

Попробуем раскрыть этот тезис. Горошина, попавшая в землю, раздваивается на корень и стебель. Стебель раздваивается на два первых, очень похожих друг на друга листка. А корень начинает ветвиться. Вслед за первой парой листков формируется вторая пара листков, уже не похожих друг на друга и морфологически отличающихся от первой пары. Модель тотального раздвоения налицо. А если представить себе, как оплодотворенная сперматозоидом яйцеклетка, развившись до уровня зиготы, попадает в матку и там, как зернышко гороха, буквально зарывается, углубляется в «почву» стенки матки (будущую плаценту), пускает корни сосудов и обзаводится стебельком-пуповиной, парными «лепестками» и начинает развиваться дальше, то налицо аналогичность этих процессов. Если по виду ростка и первой пары листочков гороха можно уже сказать нечто о будущих качествах растения (нежизнеспособные мы распознаем сразу и смело выпалываем их), то пытливому уму удастся увидеть эти связи в ином масштабе системного развития живого вещества, перенести эти аналогии на человека. Существует поговорка: «От худого семени не жди хорошего племени». Но следует добавлять: «Хороши были семена, да земля камениста», а также: «Сей семена, да в свои времена».

Рассмотрим человека как раздвоенную капсулу живого вещества. Он состоит из двух подкапсул — головы и тела. В нижней капсуле содержится все то, что когда-то было питательной средой или почвой для растения, а верхняя капсула больше похожа на плод, где мозг, как содержимое ореха, хранится в скорлупе черепа. Корневая система растений в человеке обозначена нижними конечностями. Но человек, оторвавшись от почвы, на самом деле не оторвался от ее сущности. Теперь почвенное питание он вынужден готовить в себе и носить с собой «горшочек с почвой». Функцию этого горшочка выполняют желудок и кишечник. А вы догадались, что является «удобрением»? Соединяет полукапсулы (тело и голову) стебелек шеи, в котором два межкапсульных отношения спрятаны в виде пищевода и гортани. По одному из них в человека резко и прерывно (контрарно) потенциальная энергия поступает в виде пищи, а по другому плавно и непрерывно (комплементарно) интенциальная энергия в виде газа-окислителя. Четыре конечности снизу (две руки и две ноги), причем ноги — это бывшие корни растения, а руки — его ветви. Четыре конечности сверху — два уха, да две челюсти.

Мы едим и пьем, то есть вводим в систему, в капсулу живого вещества (КЖВ) под названием человек три — четыре килограмма продуктов в сутки. А сколько килограммов воздуха мы пропускаем через себя за это же время? Килограммов пятьдесят — семьдесят или раз в двадцать больше! Кстати, вспомним, что растения строят свой организм в основном из газов и частиц солнечного света. Человек-лиана и человек-дубок — сложные метафоры!

Впишем фигуру стоящего человека в прямоугольник. Тогда высота его будет соответствовать росту человека, а основание прямоугольника можно будет считать мерой его пол11 ноты. Если рассмотреть множество людей, то по росту они делятся на людей большого, среднего и малого роста. Точно также по полноте они делятся на людей большой, средней и малой полноты. Рост и полнота — это антропометрические признаки тела человека. Значения этих признаков изменяются статистически непрерывно: от большого роста до малого и от большой полноты до малой. Можно, конечно, отметить, что есть люди очень большого роста и очень малого. Это гиганты и карлики. Есть люди очень большой полноты и очень малой, «люди-бочки» и «люди-жерди». Люди с крайними значениями признаков обращают на себя внимание. Они резко выделяются из остального множества людей, и именно эти крайние проявления телесного признака могут быть положены в основу выделения специального человеческого типа.

А дальше — больше.

Очевидно, что если «человека-жердь» попросить достать воробышка, то он может справиться с задачей. Но вот поднимать штангу — не его предназначение. Телесная одаренность и функциональные возможности человека — это два параллельных мира. О равенстве здесь говорить не приходится. Да и нужно ли оно природе? Мы разные и в этом проявляется разумность Вселенной. Разные люди способны наилучшим образом выполнять разные функции, необходимые для выживания вида «человек». Может быть, пора подойти к вопросу, что же такое ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТИПЫ?

Гермес трижды величайший полагал, что среди людей «одни родственны огню, иные — воде, еще иные — воздуху, еще иные — земле, некоторые — двум или трем из этих стихий, иные — всем вместе» («Гермес», М., АЛЕТЕЙНА, 1998, с.192). Согласно тайной доктрине халдеев, Вселенная разделена на четыре состояния Бытия: архетипическое, интеллектуальное, звездное и стихийное, причем архетипическое вечно проявляет себя таким образом, что было, есть и будет.