Среди психологов, которыми были созданы основы современной Российской науки психологии, Борис Герасимович Ананьев пошел дальше предшественников. Он стремился к созданию всеобъемлющей «Системы человековедения» с психологической наукой в центре. Б.Г. Ананьев – выдающийся психолог 20-го столетия, основатель Ленинградской-Петербургской научной психологической школы.

Он собрал команду продвинутых учёных, и они занимались какой-то очень важной разработкой, очень значимой для страны разработкой. Через много лет, в наше время, разбираясь в работах участников команды Ананьевской школы, очень сложно понять, а чем же они занимались?

Вот, например, как называлась работа В.А. Ганзена: «Системные описания в психологии». То есть, в психологической школе Б.Г. Ананьева предполагалось как-то систематизировать психологию.

Другой участник команды школы Ананьева, Лев Маркович Веккер ещё в 1976 году ставит задачу следующим образом. Приводим не буквальное его высказывание. Каждая из существующих отраслей науки обособилась одна от другой с помощью своего собственного языка терминологии. В физике своя терминология, в математике своя, в химии своя, в биологии своя, в философии своя и в психологии своя. Нет у науки единой объединяющей понятийной базы, на основе которой можно было бы одни науки привести в соответствие с другими науками. «Такое сложившееся положение вещей требует однородной и связной системы понятий и единого научного языка, острая потребность в которых осознаётся всё более ясно».

Думается, что Ананьевская научная школа кончилась вместе с уходом последнего из членов этой команды. Не стало команды – кончилась школа. Почему это случилось? Потому что они все были физиками и математиками. А инструментарий ни физики, ни математики не позволяет построить шкалу, объединяющую все науки.

Здесь нужен какой-то иной методологический подход. Потому что одномерная, «видимая» картина мира, имеющаяся на вооружении у физики и у математики, исчерпала себя. Из неё невозможно больше «высосать» ни одной идеи, способной дать толчок науке для её дальнейшего развития. И, по моему мнению, в этом заключается главнейшая причина, по которой кончилась Ананьевская психологическая школа.

Виктор Константинович Толкачев называл В.А. Ганзена своим учителем. Его первая книга в области психологии «Роскошь системного самопознания» осуществлялась под руководством и при непосредственном участии В.А. Ганзена. Он широко пропагандировал научные разработки В.А. Ганзена и говорил, что должен выполнить, порученное ему, духовное завещание В.А. Ганзена. Это завещание заключалось в том, что он обещал В.А. Ганзену переиздать Корнеслов Фёдора Шимкевича. Корнеслов Русского языка Ф. Шимкевича был издан в Санкт-Петербурге в 1842 году и ни разу с тех пор не переиздавался. В.К. Толкачев переиздал Корнеслов. Также В.К. Толкачев переиздал книги В.А. Ганзена «Восприятие целостных объектов» и «Системные описания в психологии» и считал, что духовное завещание своего учителя он выполнил. В основе последней из книг В.К. Толкачева «Роскошь системного мышления» лежит концепция о «системном мышлении» В.А. Ганзена. Как мне представляется, Виктор Константинович Толкачев и был тем «последним из членов команды» Ананьевской научной школы.